Есть популярная притча: приходит заказчик к дизайнеру и просит подправить логотип на флешке. Дизайнер правит за 5 минут и говорит: “С вас пять тысяч”. Заказчик возмущенно говорит, мол за 5 минут не будет платить пять тысяч, что даже он, владелец бизнеса, не зарабатывает 1 тысячу в минуту. На что слышит такой ответ: “Я, чтобы выполнить эту работу за 5 минут, учился до этого 15 лет, так сколько в итоге на работу потрачено?”
Когда заказчики обращаются с вопросом: “сколько стоит сделать сайт?” хочется спросить: вы когда автомобиль покупаете, тоже звоните в автосалон и спрашиваете: “сколько стоит хороший автомобиль?”
Стоит отметить, что не все заказчики такие. В последние пару лет появилась тенденция, что клиент не общается с компанией-разработчиком напрямую, а работает через digital-агентство, либо держит в штате профессионала, который переведет на понятный для руководителя язык “за что такие деньги”. Давайте разберем основные моменты, чтобы понимать сколько обойдется разработка сайта.
Как рождается сайт?
Когда вы собираетесь строить дом, то наверняка сначала продумываете сколько будет этажей, комнат, будет ванная комната или душевая, или и то и другое, и так далее. Потом составляете план постройки дома. Все это и нужно для того, чтобы сделать сайт, т.е техническое задание (ТЗ). Если заказчик или его представители имеют знания в области проектировки, то сами составляют ТЗ. Если же таких нет, то необходимо сначала заказать разработку ТЗ. Что сюда входит: анализ пожеланий заказчика, анализ возможностей реализовать эти пожелания, сопоставление данных и предложение оптимального решения. К примеру, для магазина одежды важным будет реализация возможности выбрать товар, заказать примерку, купить, оплатить и.т.д. Для стоматологической клиники — обозначить услуги, сделать акцент на специалистов и отзывы. Для застройщика жилого квартала — показать будущие квартиры в супер современной динамичной графике. У вас еще остался вопрос “Сколько стоит составить ТЗ?”. Если да, то ответ прост: час работы аналитика стоит в среднем 1000 руб/час. Для того, чтобы составить ТЗ по проекту в среднем уходит от 10 трудовых часов. От того насколько четко и понятно составлено ТЗ напрямую зависит количество часов работы программиста, соответственно чем лучше у вас будет план, тем меньше придется платить за работу.
“Зачем нужен дизайн? А можно этот подкрасить?”
Извечная проблема непонимания со стороны заказчика — почему разработка сайта стоит так дорого? Для того, чтобы приступить к работам нужны макеты всех страниц будущего сайта. Задача программиста реализовать функционал, а не продумывать UI (пользовательский интерфейс). Соответственно если все правильно распределено между специалистами, то разработка будет выполнена быстро, качественно и в срок. Стоит упомянуть и ситуации, когда заказчик хочет на текущем дизайне реализовать новый функционал. Когда аналитик сообщает, что здесь нужно привлечь дизайнера, владелец сайта в недоумении, мол, почему нельзя поправить? Для простого понимания — это все равно что поставить двигатель от мустанга в “копейку”: ехать будет, но не далеко и не долго. Сколько стоит дизайн? В среднем дизайнеры берут за свою работу от 20 до 100 тыс.руб. Разбег большой, но здесь стоимость зависит от пожеланий заказчика. Также еще очень важно, чтобы ваш сайт корректно отображался в мобильных устройствах, потому что согласно данным аналитических систем - мобильный трафик уже в полтора раза превосходит десктопный.
Что входит в разработку?
Для начала важно обозначить стэк технологий, которые будут применяться в приложении (сайт это тоже приложение) и о которых идет речь в ТЗ. Исходя из набора технологий определяется количество и уровень программистов, рабочее время которых стоит соответствующих денег. Час работы джуна (специалист младшего уровня) может стоить от 200 рублей в час, стоимость же сеньора (специалист наивысшего уровня) может доходить и до 5000 в час, но он вряд ли в одиночку будет делать большой проект. Как правило в проект привлекают несколько джуниоров и одного мидла или сеньора, которые занимают должность лида. После этого уже работа по проекту проходит по намеченному в ТЗ плану. Он может либо описывать полный цикл, либо отдельные логические части. После написания непосредственно кода, что в основном понимают под разработкой, происходит его тестирование сначала на стейдж стенде, а потом уже интеграция на боевой сервер. Итогом разработки и будет готовый продукт. Важным замечанием является понимание готового продукта: приложение должно быть запущено, интегрировано в бизнес процессы заказчика, а его персонал обучен работе с новым инструментом. Это, к сожалению, не все понимают и пытаются самостоятельно интегрировать в свои бизнес-процессы приложение, что зачастую приводит к неутешительным результатам. Деньги уплочены, а результата нет, потому что на обучении персонала решили сэкономить.
Так что в итоге получается?
В итоге проект проходит длительный путь от проектирования, описания процессов на бумаге, до визуализации его в виде макетов и реализации в виде кода. И финальная стадия - интеграция. Каждый из этих этапов требует работы специалиста, и чем выше его уровень - тем выше стоимость. И в зависимости от задач сайта и затраченного времени на него можем приблизительно указать субъективно-усредненные ценники, но призываем никак на них равняться, а всего лишь при получении технического задания - попросить аргументировать указанные расчеты: 5 тыс. - 35 тыс. рублей может стоить простой лендинг, 30 тыс. - 80 тыс. корпоративный сайт, а за интернет-магазин придется выложить от 50 тыс. и до полумиллиона. Индивидуальное решение же может стоить и выше.
Купить сайт мало?
Созданный сайт и интегрированный в бизнес-процессы не является окончательной стадией. Он как ребенок, который пошел в школу. Его нужно учить выживать в жестоком мире конкуренции в интернете. А это уже выходит за рамки статьи о разработке и плавно переходит в статью об оптимизации и маркетинге.